Оглавление


Template


Испания – от Рима до Реконкисты

Template 1. Язычество
Итак, до римского владычества эта земля была населена иберами, отсюда и древнее название самого полуострова: Иберийский. Есть основания думать, что современные нам баски, живущие и поныне в прибрежной полосе Бискайского залива, являются остатком древнейшего племени иберов. Имея минимальное представление о современной политической ситуации в Испании, легко можно представить характер народов, населяющих эту страну.

Римское владычество привнесло жесткую централизацию, с которой испанские провинции борются и по сей день. Латинский язык, зачатки римского права, политическая система, понятие об античных философах – наследие тех лет, когда этой страной владели римляне.

Следующими на эту землю пришли вестготы. Они воспользовались инфраструктурой римлян с той разницей, что ключевые посты перешли от граждан Римской империи в руки вестготских вождей. Поскольку не было факторов, объединяющих этих вождей, страна вновь скатилась к раздробленности. Борьба за земельные территории и перераспределение владений являлись отправным моментом возникновения и развития феодализма в Испании. Несмотря на мощные антицентристские настроения приток свежих варварских сил способствовал возникновению могущественного государства Кастильского со столицей в Толедо.

Хотелось бы напомнить, что до шестого века вестготы были язычниками, хотя в их верованиях (т.н. арианство) можно было увидеть черты Библии, переведенной на готский язык епископом Ульфилой.

Шестой век нашей эры был ключевой вехой в истории Кастилии: король Леовигильд реорганизовал систему управления по римскому типу, сосредоточив, однако, власть в своих руках. Проводя активную внешнюю и внутреннюю политику, Леовигильд жестоко подавлял восстания, беспощадно преследовал католиков. Именно он значительно сократил византийские владения на полуострове и приблизил Кастилию к тем границам, в которых мы можем увидеть ее в 12 веке. Показателем того, насколько твердо он правил страной, является тот факт, что королю Леовигильду наследовал его сын Рикаред.

2. Раннее христианство
Рикаред прекращает преследования католиков, организует религиозные диспуты и, в конце концов, делает решительный шаг: собрав в 587 году Толедский собор, торжественно объявляет о своем переходе в католичество вместе с цветом вестготской знати. Последствия этого поступка сказались сразу же после Толедского собора. Народ, исповедующий арианство, восстал против короля-католика, однако восстание было подавлено с жестокостью, не оставляющей сомнений в том, что Рикаред был истинным сыном своего отца.

После смерти Рикареда страну охватывает череда смут, но толедское духовенство становится все более влиятельной политической силой, и постановления этих соборов приобретают вес государственных актов. Князья церкви беспощадно обрушиваются на ариан и на евреев, которые до сих пор пользовались покровительством государства и занимали высокие посты в различных социальных структурах. Теперь евреев ожидает насильственное обращение в христианство и массовые истребления. Так продолжается до конца вестготского правления в Кастилии - до завоевания полуострова арабами.

3. Ислам
Последним королем вестготской Кастилии был Родриго, во время правления которого очередной заговор знати призвал в Испанию войска Муссы – Мавританского вали (правителя). Любопытно отметить, что во главе заговора стоял епископ Оппас, родной брат предыдущего короля. Итак, отряд воинов под предводительством Тарик-бея высадился на юге Иберийского полуострова (мыс Джебель-аль-Тарик, позднее Гибралтар). В состав его входили берберы и достаточно большое количество евреев, воодушевленных желанием помочь своим единоверцам, терпящим гонения. Родриго бросил осаду Памплоны, восстание в которой он подавлял тогда на севере страны, и стал спешно собирать войска. В 711 году при Хересе произошла кровопролитная битва, в которой Родриго потерпел сокрушительное поражение. Родриго бежал или был убит – количество легенд, сложившееся вокруг его личности, слишком велико, чтобы что-то можно было утверждать наверняка. Во всяком случае, о нем более никто не слышал. Второе решающее событие в этой войне произошло у стен Толедо, где укрылись остатки поредевшего воинства. Из Мавритании на помощь Тарик-бею подходили все новые и новые войска. В конце концов, разграбив город, гарнизон дезертировал на север, поэтому народ Толедо встретил войска Тарик-бея, как освободителей, а не как завоевателей. Именно с этого события и началась эра «трех религий» на территории захваченной арабами страны.

Арабское владычество открыло новую страницу в истории Кастильского королевства. Точнее, Испанских Эмиратов – так называлось новое государство, в которое входили 26 эмиратов (в том числе и Толедский эмират). Заметим, что попытки овладеть северными областями полуострова были для арабов безуспешны. Гористая местность и упорная партизанская война, которые были так эффективны против римских завоевателей, сделали свое дело и теперь.

Власть арабов была довольно мягкой, они не посягали на верования и обычаи завоеванных народов. Многие владетели из христиан сохранили свои владения. По крайней мере, разница между отношением власти к мусульманам и к христианам заключалась только в уплате «личной подати». Принявшие ислам освобождались от ее уплаты. Само население так же было не очень прочно связано с христианством, поэтому охотно меняло веру. Добавим к этому, что границу между Испанскими Эмиратами и неподвластными арабам территориями пересекали в обе стороны как торговцы, так и несогласные. Первые – для того, чтобы, вернувшись впоследствии, невольно привнести черты христианской культуры на родину, вторые – для того, чтобы, оставшись в северных землях, так же невольно сообщить черты мусульманской культуры тамошнему народу.

4. Христианство. Начало Реконкисты.
Однако гордость и воинственность испанской знати, скрывшейся в Пиренеях, рано или поздно должна была найти выход, и граница, пролегавшая по реке Дуэро, передвинулась на реку Тахо, а впоследствии – еще более к югу. Нам интересен сам момент завоевания Толедского эмирата, который в 1087 году снова стал Кастильским королевством. Хочется отметить, что земли, отвоеванные у арабов, в свою очередь оказались разбиты на несколько королевств, которые враждовали не только с арабской Испанией, но и между собой. Ближайшими соседями Кастилии долгое время оставались Севильский эмират и Арагон, но речь об этом у нас пойдет в следующей статье.

Оглавление


Новейшая история Кастильского королевства

Template Начать эту историю следует с 1155 года, когда родился у Санчо III и Бланки Наваррской сын Альфонсо, будущий Альфонсо VIII. В 3 года оставшись сиротой и взойдя на трон, Альфонсо долго терпел вокруг себя борьбу двух знатных родов – де Кастро и да Лара. Когда Альфонсо достиг совершеннолетия, ему удалось добиться признания своих прав самостоятельно, не пользуясь поддержкой представителей этих семей, и даже значительно потеснить их во владениях и привилегиях. Будучи совсем юным, Альфонсо провел достаточно удачную военную кампанию, отвоевав несколько крепостей у Кастро и Лара, а также у короля Леона и некоторых синьоров, объявивших себя независимыми. В глазах рыцарства и в глазах простого народа король Альфонсо всегда оставался идеалом рыцаря и воина.

Счастливая звезда оставила Альфонсо, когда он обернул свои войска против эмира Севильи, Якуба Альмансора. Сокрушительное поражение, унизительный мирный договор сроком на 8 лет опустошили казну и привели короля к мысли о человеке, который мог бы поправить это положение. Альфонсо решился предложить пост министра финансов дону Иегуде бен Эзра, еврею севильского происхождения, бежавшему из Севильи вместе с сыном и дочерью. Однако, отказавшись занять этот пост, дон Иегуда выдвинул встречное предложение. Он хотел быть первым министром короля, эскривано майор, с правом пользоваться королевской печатью, он хотел в знак важности порученного ему дела получить от короля перчатку по обычаю тех времен и он хотел вернуть себе замок своих отцов – Кастильо бен Эзра, который вот уже сотню лет назывался Кастильо де Кастро. И стало так.

Годы вынужденного мира и разумного управления страной привели Кастилию к благоденствию. Дон Иегуда начал чеканить первую в Европе золотую монету – мараведи. Он открыл производство бумаги, казна наполнилась деньгами. Однако Альфонсо хотел от Иегуды не мира, но войны. Его дух рыцаря и воина рвался в поход. Тогда как вся Европа шла освобождать Гроб Господень, Альфонсо бессильно смотрел на идущих по его территории крестоносцев, связанный мирным договором. А дон Иегуда был рад – даже «папская» десятина, которую обязаны были выплатить те, кто не мог идти воевать – была каплей в море бедствий по сравнению с участием в Крестовом походе.

И месть Альфонсо дону Иегуде была жестока. Он полюбил, если можно так назвать темную страсть, охватившую его сердце, дочь дона Иегуды – красавицу Ракель и взял ее своей наложницей, и жили они в Галиане – дворце, который он отстроил для нее. И забросил Альфонсо дела государственные и красавицу Альенор – свою королеву, которая так и не смогла подарить королю сына, а стране наследника. И полюбил донью Ракель всем сердцем, а она полюбила его.

Донья Ракель бен Эзра пользовалась любовью в народе, ее прозвали Фермоза (красавица) – и недаром. Однако были у нее и враги: Альенор, умная и расчетливая дочь Элеоноры Аквитанской и короля-Льва, Генриха II, барон де Кастро, лишившийся через ее отца родового поместья, сосланный в родовые владения на краю географии, вздумавший бунтовать – и потерявший через то брата и много верных вассалов, рыцари, негодующие, что король славной битве предпочитает женскую юбку, юбку иудейки. И когда случилась размолвка между королем и его еврейкой – она стала роковой для доньи Ракель.

Случилось так, что у Ракель родился сын от Альфонсо, и дон Иегуда, видя, что дело идет к крещению мальчика, тайно выкрал его и передал верному человеку с наказом увезти в такое место, о котором бы не знал бы и сам Иегуда. Впав в ярость, король оставил донью Ракель и, попал под влияние архиепископа, давно убеждавшего короля, что слово, данное Якубу Альмансору – это всего лишь слово, данное неверному. И король решил забыться в битве. Он двинул войска на Севилью и 1 июля 1195 года потерпел сокрушительное поражение при Алакросе.

Как только весть об этом дошла до Толедо, случился погром. Разъяренная толпа черни ворвалась в Галиану и разрубила на куски и дона Иегуду и донью Ракель, и тех, кто был с ними. Вернувшись, король Альфонсо нашел только свежие могилы. Однако грустить было некогда: надо было готовиться к осаде Толедо, потому что войска Альмансора стремительно приближались к городским стенам. Однако Толедо спасло чудо: весть о том, что берберы напали с юга на Севильский эмират, заставила Альмансора снять осаду и уйти из Кастилии. Это было в августе 1195 года. Настал 1196-й…

Оглавление


Языки средневековой Испании

Template Языковое пространство средневековой Испании представляет собой плотное переплетение нескольких языков, которые лного лет формировались путем взаимопроникновения.

1. Lingva Castiliana
Это язык Римской империи, преобразованный многовековым употреблением. Фактически, считая латынь мертвым языком, мы обманываем сами себя, потому что именно латынь лежит в основе Кастильского языка. Однако, этот язык никогда не был мертвым, он изменялся и дополнялся в течение всего времени, прошедшего с момента падения Римской Империи. Несмотря на то, что на сохранение языка оказал большое влияние тот факт, что у вестготов была весьма развита письменность, Кастильский, также называемый «lingva Vulgata» достаточно далек от так называемой «классической латыни». Это язык простонародья.

Отыгрывать его (устно и письменно) предлагается современным русским языком.

2. Lingva Latina
Классическая латынь в том виде, в котором мы ее знаем – это востановленный по письменным источникам схоластический инструмент. Она была создана французскими учеными на рубеже 11 – 12 веков – и прочно вошла в университетский быт. Преподавание ведется на латыни. В результате профранцузской политики короля Фердинанда /11 век/ латынь прочно вошла в обиход знати. Несмотря на то, что профранцузские веяния давно канули в прошлое, а с началом захватнических нападок на северные границы королевства обострили антифранцузские настроения - при дворе считается признаком хорошего тона разговаривать на латыни.

Отыгрывать латынь (устно и письменно) предлагается включением в речь как обязательных к употреблению терминов, так и общепринятых выражений, а так же пословиц и поговорок. (соответствующие словари и краткая статья по грамматике будут вывешены на сайте) Игрокам рекомендуется самостоятельно запастись до игры парой-тройкой «слов-паразитов» на латыни.

Словарь латинских слов и выражений
Общеупотребительные выражения
Правила латинской грамматики

3. Арабский язык.
Долгое влияние арабской культуры привело к следующему парадоксальному явлению: на данный момент все официальные бумаги, договора, торговые сделки и ряд других документов – оформляются на арабском языке. Поэтому предлагается следующее: письменный язык отыгрывать по правилам, которые будут озвучены тем игрокам, чей персонаж владеет арабской письменностью.

Оглавление


Терминологический словарь: Этно-социальные группы населения

Template Мавры, включавшие собственно африканских мусульман: арабов, составлявших малочисленную и высоко привилегированную элиту халифата; а также берберов, выполняющих роль наёмников в армии и мелких чиновников мусульманского государственного аппарата, говорящих на берберском языке и использующих арабский язык в официальном окружении.

Муваллады, христиане романского происхождения, принявшие ислам и практически полностью слившиеся с мусульманами.

Мудехары, крестьяне и ремесленники мусульмане, оставшиеся в захваченных христианами землях.

Ренегаты (ренегадос), бывшие христиане недавно принявшие ислам и воевавшие на стороне мусульман.

Мориски, крестьяне и ремесленники мусульмане, добровольно или насильственно перешедшие в христианство в контролируемых христианами землях.

Сефарды, группы романоязычных евреев Пиренейского полуострова.

Марраны, группы перешедших в христианство романоязычных евреев Пиренейского полуострова.

Мосарабы, группы романоязычных христиан европейского происхождения, проживавших на контролируемых мусульманами землях.

Христиане, группы романоязычных христиан-католиков европейского происхождения, доминировавшего на севере страны.

Оглавление

Испанские имена и фамилии

Template Статья собрана по интернету, в основном - на сайте про имена разных стран.

1. Принцип образования

Испанцы обычно имеют две фамилии: первая – фамилия отца (первая фамилия отца, поскольку он тоже имеет две фамилии), вторая фамилия матери (первая фамилия матери). Когда женщина выходит замуж, она обычно не меняет своей фамилии. Однако, когда о ней говорят люди, знающие ее мужа, ее называют la señora de + фамилия мужа: например, la señora de Gómez супруга/ жена Гомеса. (К слову сказать, в 12 веке наличием фамилии могли похвастаться далеко не все)

Что касается имен, то испанцы по традиции дают своим детям два имени и более. У девочек обычно первое имя – имя матери, второе имя – имя бабушки. У мальчиков отца и дедушки. Иногда дают имена отца и матери, имена святых, библейские имена. При обращении к лицу, имеющему два имени, употребляют оба имени или одно имя, или только первую фамилию. Обращаясь, например, к José Antonio Barros Gómez, говорят José Antonio, José или señor Barros(в зависимости от доверительности отношений).

Некоторые имена имеют упрощенную, уменьшительную форму, которая используется дома и среди друзей.
Например, Francisco – Paco, Francisca – Paquita, José – Pepe, Alberto – Beto, Antonio – Toño, Isabel – Isa, María Isabel – Marisol, Soledad – Sole, María Soledad – Marisol, Teresa – Tere, Manuel – Manolo, Felicidad – Feli, и т.д.

2. Распространённые имена, прищедшие в Испанию вместе с Библией (семитского и греческого происхождения):

Мигель (исп. Miguel)
Хосе (исп. José)
Давид (исп. David)
Даниэль (исп. Daniel)
Томас (исп. Tomás)
Адан (исп. Adán)
Хайме (исп. Jaime)
Элиас (исп. Elías)
Серхио (исп. Sergio)
Хорхе (исп. Jorge)
Николас (исп. Nicolás)
Педро (исп. Pedro)
Алехандро (исп. Alejandro)
Пабло (исп. Pablo)
Андрес (исп. Andrés)
Мария (исп. María). Мария также используется в качестве мужского имени, часто в связке с именем Хосе — Хосе Мария.
Магдалена (исп. Magdalena) — Магдалина.
Марта (исп. Marta)
Эва (исп. Eva)
Элена (исп. Elena)
Паула (исп. Paula)
Вероника (исп. Verónica)
Барбара (исп. Barbara)
Каталина (исп. Catalina)
Исабель (исп. Isabel, традиционно передаётся как Изабелла)

3. Имена - эпитеты Девы Марии

Многие женские личные имена происходят не собственно от имени святой, а от её эпитета. К примеру, такие имена, как Долорес (букв. «скорби»), Мерседес (букв. «милости»), Ремедиос (букв. «исцеления») происходят от полных эпитетов Девы Марии: Maria de la Dolores (Мария Скорбящая), Maria de los Remedios (Мария Исцеляющая), Maria de las Mercedes (Мария Милостивая) и т. д.

Вот краткий список подобных имен:
María del Amparo – Мария Покровительница, Мария Защитница
María de la Anunciación – Мария Благовестная (от исп. Anunciación – Благовещение)
María de la Luz – Светлая Мария (букв. «Мария Света)
María de los Milagros - Мария Чудотворная (букв. «Мария Чудес»)
María de la Piedad – Мария Чтимая
María del Socorro – Мария Помогающая
María de la Cruz – Мария у Креста
María del Consuelo – Мария Утешительница
Maria de la Salud – букв. «Мария Здоровья»
María del Pilar – букв. «Столбовая Мария» (по легенде, когда апостол Иаков проповедовал в Сарагосе, над колонной, стоящей на берегу реки Эбро, он увидел образ Девы Марии. Впоследствии на этом месте был построен собор Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар).

В реальной жизни обладательницы этих благочестивых имен зовутся просто Ампаро, Анунсиасьон, Лус, Милагрос, Пьедад, Сокорро, Крус, Консуэло, Салуд и Пилар. Кроме того, детям часто дают имена в честь чтимых икон или статуй Богоматери.

Например, знаменитую оперную певицу Монтсеррат Кабалье (которая кстати, на самом деле не испанка, а каталонка) на самом деле зовут Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фолк, и назвали ее в честь почитаемой в Каталонии Марии Монтсерратской – чудотворной статуи девы Марии из монастыря на горе Монтсеррат.

4. Сокрашения, уменьшительно-ласкательные имена

Испанцы – великие мастера образовывать уменьшительные имена. Самый простой способ – это добавление к имени уменьшительных суффиксов: Габриэль – Габриэлито, Фидель – Фиделито, Хуана – Хуанита. Если имя слишком длинное, то от него «отрывается» основная часть, а дальше в ход идет все тот же суффикс: Консепсьон – Кончита, Гвадалупе – Лупита и Лупилья. Иногда используются усеченные формы имен: Габриэль – Габи или Габри, Тереса – Тере.

Впрочем, не все так просто. Иногда опознать связь между уменьшительным и полным именем на слух вообще невозможно: например, маленького Франсиско дома могут называть Панчо, Пако или Курро, Эдуардо – Лало, Альфонсо – Хончо, Анунсиасьон – Чон или Чонита, Хесуса – Чучо, Чуй или Чус. Разница между полной и уменьшительной формой, как видим, огромна (впрочем, иностранцы тоже не могут понять, почему мы называем Александра Шуриком: чтобы воспроизвести в уме ряд Александр-Алексаша-Саша-Сашура-Шура, нужно слишком хорошо знать русский язык).

Положение осложняется тем, что у разных имен могут быть одинаковые уменьшительные: Ленчо – Флоренсио и Лоренсо, Чичо – Сальвадор и Нарсисо, Чело – Анхелес и Консуэло (женские имена), а также Селио и Марсело (мужские).

Уменьшительные формы образуются не только от отдельных имен, но и от двойных:

Хосе-Мария – Чема
Хосе Анхель – Чанхель
Хуан Карлос – Хуанка, Хуанкар, Хуанки
Мария Луиса – Мариса
Хесус Рамон – Хесусра, Хера, Херра, Чуймончо, Чуймончи

5. Наиболее полный список

… мы нашли по адресу. Они там по алфавиту и с указаниями, откуда произошли и как читать. Чудесный ресурс, очень рекомендую.

Оглавление

Визиготская правда

Template В Испании есть свод законов, им можно пользоваться ДЛЯ СПРАВКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ КВЕНТ. Поскольку это свод законов, для нормального человека смысл его весьма туманен. Что достигнуто путем автоматического перевода с английского языка на русский. Интересующий вас кусок текста можно увидеть, написав мастеру.

Вариант на английском находится здесь.

Оглавление

Деньги на игре

Template В Испании имели хождение три вида монет, не считая разнообразной экзотики:

1. Золотой мараведи.
Чеканился Кастильской короной, был очень ценной деньгой, т.к. во всей остальной Европе золота не было. Да и Кастильское месторождение только-только разрабатывается. Мы оцениваем покупательную спрособность мараведи примерно в 45 тысяч современных рублей. Оценки историков разнятся. Для тех, кому интересно, мараведи весил почти 4 грамма, что для доколумбовой эпохи весьма немало.

2. Серебрянный солид (сольдо)
Чеканился Священной Римской Империей, ходил по странам юга и центра Европы. Во времена Рима солид был еще золотым, но впоследствии его начали чеканить из серебра. Курс обмена: 1 мараведи равен 29 солидам.

3. Серебрянный денарий (динеро)
Чеканился Кастильской короной, мелкая серебрянная монета.
1 солид равен 12 денариям, 1 мараведи равен 348 денариям.

Если Вашему персонажу требуются какие-то феерические бабки, поставьте в известность МГ, лучше всего Десколаду, до 7 февраля. Или молчите вечно.

Оглавление

Ислам как религия

Template Тому, кто доволен Аллахом как Господом, Исламом — как религией, a Мухаммадом — как посланником, обязательно (послужит наградой) Рай.
«Сады праведных»

Что такое Ислам?

У слова «Ислам» есть два значения: первое - Полное подчинение воле Единого Истинного Бога, второе – Мир, гармония. Эти два значения тесно взаимосвязаны, и полный перевод слова был бы таким: Ислам – это достижение Мира через любовь и полное подчинение воле Единого Истинного Бога.

Единый Истинный Бог носит имя Аллах, милостивый и милосердный.

Подчинение воле Аллаха – это признание только Единого Истинного Бога – Творца, нашим Господом и Спасителем, выполнение Его требований и поклонение только Ему Одному и никому другому. Причем, поклонение в положительном смысле – любовь к Богу и всему, созданному Им, выраженная не только в словах молитвы, но и в мыслях, поступках, образе жизни.

Все созданное Творцом живет по Его законам, и Ислам есть естественный образ жизни.
Все сущее подчинено законам природы, данным Богом (обязательное подчинение воле Аллаха). У камня, брошенного вверх, нет выбора: остаться в воздухе или упасть минутой позже. Даже те, кто отрицает существование Бога, сами подчиняются законам, данным Богом, в биологическом смысле, т.е. их сердце, кровяное давление и другие биологические системы не могут работать в диссонансе с законом, установленным Богом).

Каждый ребенок, в какой бы семье не родился, считается следующим законам Ислама и находится в обязательном подчинении, пока он не войдет в сознательный возраст и не сможет самостоятельно выбирать свой путь. И если ребенок умирает, он попадает в Рай. Он не ответственен за свои поступки. Как сказал Пророк Мухаммед (да благослосит его Аллах и приветствует): «Деяния троих не будут записываться: ребенка, пока он не войдет в пору юности; пребывающего в бессознательном состоянии; и больного, пока он не выздоровеет».

Кто такой мусульманин?

Любой человек, в любой точке земного шара, послушный воле Единого Истинного Бога, и организующий свою жизнь в соответствии с учением последнего Пророка Всевышнего (да благослосит его Аллах и приветствует), который дал нам 5 столпов веры, является мусульманином.
Это имя дал мусульманам сам Бог. Так говорится в Коране, в суре (главе) 22, аят 78: Он (Аллах) нарек вас мусульманами до этого и здесь ..."

Что такое исламская религия?

Исламская религия есть полное признание наставлений и руководства Аллаха в том виде, в котором всё это было открыто Его посланнику Мухаммеду (да благослосит его Аллах и приветствует). Ислам требует от верующего веры в единство и владычество Аллаха, делая человека осведомлённым о значении Вселенной и его месте в ней. Эта вера помогает человеку, приводя его к осознанию присутствия Всемогущего Аллаха и к пониманию обязанностей человека по отношению к Нему. Вера в Единого Бога предполагает, что всё человечество есть единая семья, всецело находящаяся под властью Бога, который является Создателем всего и Дарующим средства к существованию всему. Ислам отвергает идею избранности тех или иных людей, объявляя веру в Бога и совершение благих дел единственным путём, ведущим на небеса. Таким образом, устанавливается непосредственная связь с Богом. Сам Бог приходит к нам на помощь, направляя Своих посланников и посылая Свои откровения, в которых Он сообщает обо всём том, что нам нужно знать о Нем. Вещает Бог обычно через ангелов. Его пророками были: Адам, Ной, Авраам, Исмаил, Исаак, Давид, Моисей, Иисус и Мухаммед (да благослосит их Аллах и приветствует). Всем им он открывал о Себе, однако послание, открытое пророку Мухаммеду (да благослосит его Аллах и приветствует) и именуемое Исламом, является всеобъемлющей, полной и конечной формой.

Коран и Хадисы

Коран является последним откровением Аллаха и выступает в качестве основного источника учений и законов ислама. В Коране затрагиваются основополагающие вопросы веры, морали, человеческой истории, поклонения, знания, мудрости, отношений между Богом и людьми, а также все аспекты человеческих взаимоотношений. Он представляет собой всеобъемлющее учение, которое может служить основой правильных систем социальной справедливости, экономики, политики, законодательства, юриспруденции и международных отношений. Хадисы представляют собой сообщения о словах и делах пророка Мухаммада (да благослосит его Аллах и приветствует), тщательно собранные и точно переданные его преданными сподвижниками. Хадисы объясняют и дополняют собой аяты Корана. Основные догматы, символы веры собраны в акаид (от ед.ч. акида – догма, вера). У суннитов существует несколько различных сводов догматов. Наиболее популярные – «Аль-Фикх аль-акбар» Абу Ханифа, «Аль-акаид» ан-Насафи, «Умм аль-барахин» ас-Сануси.

Основы веры

Истинный правоверный мусульманин верует в нижеследующие основополагающие вещи:

1. Он верует в Единого Бога, Аллаха, Всевышнего и Вечного, Бесконечного и Всемогущего, Милостивого и Милосердного, Творца и Подателя средств к существованию.

2. Он верует во всех посланников Бога, не делая между ними никаких различий. Ко всем известным народам направлялись такие посланники, которые избирались Богом для того, чтобы учить людей и передавать им Его божественные послания. В Коране упоминаются имена двадцати пяти из их числа, что же касается Мухаммеда (мир ему), то он назван там последним посланником и пророком.

Эти два главных постулата Ислама объединены в единую формулу-фразу, которую нужно троекратно произносить при принятии Ислама (в присутствии мирового судьи): «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – Пророк Его!» («Ля иляха лиля-ллах ва Мухаммадун расулю-ллах!»). Эта формула называется Шахада.

3. Мусульманин верует во все Писания и откровения Бога. Эти Писания и откровения являлись светом, который посланники получали для того, чтобы указывать своим народам правильный путь Бога. В Коране упоминается о Писаниях, которые принесли с собой Авраам, Моисей, Давид и Иисус (мир им), однако эти Писания были уже давно утеряны или искажены, а единственным подлинным и полным доступным Священным Писанием остаётся Коран.

Мусульмане называют себя «Люди Книги», в этом они роднятся с христианами и иудеями. Они – тоже люди Книги, люди Писания.

4. Истинный мусульманин верует в ангелов Аллаха, которые являются прекрасными духовными существами, не нуждающимися ни в еде, ни в питье, ни во сне. Всё своё время они проводят в служении Аллаху.

5. Мусульманин верует в День суда. Когда-нибудь мир этот придёт к своему завершению, и мёртвые восстанут из могил для последнего и справедливого Суда. Люди, у которых окажется больше записей о благих делах, получат щедрую награду и будут тепло встречены в раю Аллаха, те же, у кого окажется больше записей о дурных делах, понесут наказание и будут ввергнуты в ад.

6. Мусульманин верует в безграничное знание Аллаха, в Его способность намечать и осуществлять намеченные планы, а также в то, что в Его владениях ничто не может случаться без Его воли. Его знание и могущество постоянны и Он всегда управляет Своим творением. Он является Мудрым и Милосердным, и что бы Он ни делал, это всегда исполнено смысла и преследует собой определённую цель. Если эта идея утвердится в наших умах и в наших сердцах, мы будем с верой воспринимать все Его дела, хотя можем и не понимать их полностью или считать, что происходит нечто дурное.

Пять столпов Ислама (как исповедовать)

Вера, которой не сопутствует действие, ни к чему не ведёт. Есть несколько действий, которые необходимо совершать мусульманину:
1. Слова исповедания веры. Произношение Шахады.
2. Молитвы есть обязанность людей по отношению к Аллаху, они должны совершаться два раза в день (намаз): на рассвете и на закате. Есть знание, что за людскими делами постоянно наблюдают ангелы, сменяя друг друга во время заката и восхода. Именно во время смены и нужно читать молитвы. Молитвы укрепляют и оживляют веру в Аллаха, побуждая человека придерживаться высших моральных принципов. Они очищают сердце и препятствуют всему побуждающему человека к совершению дурного.

Внимание. Мастерская группа знает, что в наше время мусульмане выполняют молитву пять раз в день (на рассвете, в полдень, в обед, на закате и с началом ночи), но на заре мусульманства было лишь две обязательных молитвы. Именно на этот факт мы и будем ориентироваться на игре

Молитву можно совершать в любом месте, но ей должно предшествовать ритуальное омовение ног, рук и лица (в отсутствие воды это разрешается делать песком или землей). Считается, что для того, чтобы целиком очиститься, мусульманим должен омыть водой тело и молитвой – душу, поэтому омовение и молитва – два равнозначных Во время молитвы полагается не стоять на земле (имеются специальные молитвенные коврики) – это символизирует возвышение мусульманина над материальным миром и приближение его к небу. Лучшее место для совершения молитвы – мечеть. Молиться полагается в сторону Мекки. Мекка находится на берегу красного моря. Для нас это юго-запад. Для Испании это юго-восток-восток. Молитвой в мечети руководит имам. Желательно совершение пятничной полуденной молитвы именно в мечети.

В начале молитвы следует произносить открывающую суру Корана (сура «Аль Фатиха»). Она составляет основу молитвы, читается при всех обрядах, она содержит краткое изложение основных догматов ислама:
«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху – Господу миров,
Милостивому, Милосердному,
Владыке Судного дня!
Только тебе поклоняемся мы и у тебя только помощи просим!
Направь нас на путь прямой, путь тех, кого облагодетельствовал Ты,
Не тех, на кого ты разгневан, и – не заблудших!»

Бисмилляяхир-рахмаанир-рахииим
Альхамдулилляяхи раббиль-"аалямииин
Аррахмаанир-рахииим
Мяялики яуумиддииин
Иййаакя на"буду ва иййаакя наста"ииин
Ихдинас-съырааталь-мустакъыыым
Съырааталлязиина ан"амта "алеййхим гаййриль-магдууби алейхим ва ляддаааллииин

Сура состоит из 7 стихов, четыре из которых являются прославлением Бога, а последние три – просьбой о помощи и поддержке на жизненном пути. По окончании чтения «Аль-Фатихи», часто произносят «Амин» (дословный перевод – «верно»). Кроме канонической молитвы, существуют также молитвы-просьбы (дуа), ночные молитвы (вирд, мунаджат) и т.д.

3. Соблюдение поста во время Рамадана. В течение Рамадана мусульмане не просто воздерживаются от еды, питья и половых отношений в светлое время суток, но делают это совершенно искренне и с желанием. Соблюдение поста способствует формированию правильного общественного сознания, а также выработке терпения, бескорыстия и силы воли.

4. Закят (очищение). Ежегодный налог в виде товаров или денег, собираемый с мусульман и расходуемый на благотворительные цели, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама. Его обязательно выплачивать всем мусульманам. Закят состовляет 1/40 часть доходов мусульманина.

Садака – добровольная милостыня, которую человек выплачивает по своему усмотрению и желанию

5. Хадж (паломничество в Мекку): его следует совершить один раз в жизни, если человеку позволяют сделать это средства и состояние здоровья.

Иногда к столпам веры причисляется джихад. На самом деле он не входит в пять столпов Ислама, но является обязанностью мусульманина. Джихад (усилие, отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама, усердие) – одна из главных обязанностей мусульманской общины. Это обязательство перед Аллахом усердно выполнять свое дело. Например, для кузнеца выполнять джихад – значит, в частности, усердно ковать, этим он служит Аллаху. Если кузнец бросит молот и возьмет меч – вряд ли ему удастся послужить Аллаху лучше.

Джихад делят на большой (духовная борьба с собственными недостатками) и малый (силовая борьба с неверными). Джихад ведётся исходя из возможностей: жизнью, имуществом, словом.

Джихад жизнью – усердное достижение Мира через любовь и полное подчинение воле Единого Истинного Бога.
Джихад имуществом - установление порядка в обществе, чтобы обезопасить мусульманские государства от возможных нападений извне.
Джихад словом - обучение людей правилам и предписаниям Ислама, проповедование.

Малый джихад: участник малого джихада называется моджахедом — это не только воин, но также учитель, и мулла, и мать, воспитывающая своего ребёнка. Погибший моджахед считается шахидом, то есть смертью засвидетельствовавшим свою веру перед Аллахом.

Также есть и другое деление джихада
• «джихад сердца» — борьба со своими собственными недостатками;
• «джихад языка» — разрешение одобряемого и запрет порицаемого;
• «джихад руки» — наказание преступивших закон и нравственные нормы;
• «джихад меча» — вооруженная борьба с целью защиты ислама, падшие в которой (шахиды) обретают вечное блаженство. Джихад меча имеет право объявлять только халиф. И когда он объявлен, воин обязан мечом служить распространению веры в Аллаха.

Следует упомянуть, что мусульмане делят мир на две части: Дар-аль-Ислам (мусульманский мир, земля ислама) — земля, дарованная Аллахом, земля мира. Ей противопоставляется Дар аль-харб (земле войны) – территориям, где ислам не господствует, где мусульмане подвергаются гонениям со стороны неверующих правителей, и где ислам еще не распространился. В земле войны происходит битва с неверными.

Отношение к другим религиям

Мусульмане воспринимают другие религии как ступени или звенья одной и той же Истинной религии. Причем они рассматривают их не как несколько разных религий, а как единую для всех подлинную религию Ислам, которая претерпела изменения во времени, потеряв свою цельность и чистоту, и получила в различных странах разные названия. Поэтому Ислам не пытается противопоставить себя любой их этих религий, но в действительности является Истинной и чистейшей формой всех этих религий. Есть разница в отношении мусульман к людям другой религии.

Ислам признает христианство и иудаизм братскими религиями. Народы, получавшие божественные заветы через пророков — иудеи и христиане, не считаются невежественными и именуются ахль аль-китаб (люди Писания). Им было послано то же Священное писание, что и мусульманам, но они его исказили. Народы эти заблуждаются в некоторых вещах, но также служат Творцу. Люди этой категории не обязательно должны быть обращены в ислам, они могут пользоваться покровительством ислама.

Ислам причисляет к неверным две категории людей: многобожников и людей, посягающих на истинную веру с оружием в руках. Аллах говорит о том, что человеку, нападающему на истинную веру надлежит оказать сопротивление. Что касается многобожников, мнения расходятся. Следует заметить, что есть два основных направления ислама: суниты и шииты. От разницы между ними и проистекает разница подходов к отношениям с неверными. Одни считают, что неверных надлежит обращать силой оружия, а другие – что этого делать не следует.

Шариат
Шариат (от арабск. «шари’а» — «прямой, правильный путь») — система мусульманского права — не просто свод юридических норм. Шариат не разделяет сферы морали и права, и потому это свод правил поведения мусульманина на все случаи жизни.

Шариат - дайджест

Принципы, управляющие моралью и поведением в исламе, могут быть определены следующим образом. Во-первых, все правовые и моральные установления исходят только от Аллаха. Шариат дан человеку Аллахом раз и навсегда, а потому он совершенен, вечен и неизменен. Ни один человек не вправе что-либо разрешать или запрещать, поскольку такое право принадлежит одному лишь Аллаху. Разрешено все, кроме того, что единственный законодатель, сам Аллах, однозначно запретил. Соответственно попытка сделать запретным разрешенное и наоборот равносильна ширку, т. е. приписыванию божественности кому-либо кроме Аллаха.

Еще один принцип исламского права заключается в том, что все, ведущее к запретному, также запретно. Кроме того, следует избегать сомнительного и двусмысленного, чтобы не вовлечь себя в незаконное и не подвергнуться соблазну запретного. Благие намерения не являются оправданием для незаконных деяний, и благоприятный исход не оправдывает дурных средств. То, что запретно, запретно для всех, безотносительно пола, положения, богатства и проч. Однако запретное считается допустимым в случае острейшей необходимости и при соблюдении строго определенных правил. Например, употребление в пищу свинины строжайше запрещено, но если кто-либо лишен всякой другой пищи и ему угрожает голодная смерть, ему разрешено употребить в пищу свинину, но лишь в минимальном количестве, достаточном для удовлетворения его насущных потребностей, без жадности и стремления к запретному.

Все поступки, в соответствии с шариатом, делятся на пять категорий:

1) обязательные (фард) — либо для всех мусульман (например, пятикратная молитва), либо только для тех, кто может это исполнить (обязанности предстоятеля на молитве, муэдзина в мечети и т. д.);

2) желательные (мандуб) — похвальные деяния, которые вознаграждаются в следующей жизни, но неисполнение которых не наказывается (добровольные молитвы сверх предписанных, дополнительные посты, гостеприимство, сдерживание гнева, прощение обидчиков, переписывание Корана и т. д.);

3) дозволенные (джаиз) — просто разрешенные, не влекущие за собой ни одобрения, ни порицания (деловое путешествие, еда, сон, женитьба и т. д.);

4) недостойные (макрух) — неприемлемые, но и ненаказуемые ни на этом, ни на том свете (небрежность в отправлении обязанностей веры, скупость или расточительность, пристрастие, жестокость, брак с иноверкой, употребление в пищу некоторых сортов рыб и т. д.);

5) запретные (махзур) — деяния и мысли, за которые мусульманин будет наказан в обеих жизнях (питие вина, ростовщичество и т. д.)

Критерием отнесения поступка к той или иной категории, в соответствии с шариатом, являются положения Корана и Сунны. Отдельно рассмотрим грехи.

Большие и малые грехи

Через ниспосланные Священные Книги и посредством своих пророков, Всевышний Аллах указал и запретил людям все, что могло бы повредить здоровью, нанести ущерб взаимоотношениям между собой и окружающим миром, поколебать веру. Переступая черту, мы совершаем грех. Грехи в Исламе подразделяются на большие и малые.

Большие грехи:
1. Неверие или Многобожие, идолопоклонство. Это один из самых великих грехов. Всех, кто отрицает Единого Создателя или приписывает Аллаху родство с кем-либо, поклоняется идолам или идолу - ожидают мучения в самых низах Ада. (Существует семь уровней Ада и шесть уровней Рая. С верхних уровней ада, после определённого Аллахом времени, спасение ещё возможно, но с низов спасенья нет.)
2. Убийство верующего человека. Великий Создатель вообще запретил убийство невинных людей, убийство же человека за его веру в Единого Создателя влечет за собой беспощадную кару Всевышнего.
3. Клевета на порядочного человека . Обвинение его/её в прелюбодеянии. Этот большой грех очень часто становится причиной разрушения семей. Ставит под сомнение законное рождение детей.
4. Бегство с поля боя. Если мусульманин, обязанный защищать свою веру, честь и достоинство соотечественников, бежит с поля боя, то попраны будут наши святыни, опозорена нация.
5. Посягать на имущество сироты, не способного защитить ему принадлежащее - великий грех!
6. Оставление надежды на прощение Аллахом наших ошибок - большой грех. Так грешат те, у кого уж очень слабая вера, или уж вовсе её нет.
7. Занятие магией
8. Прелюбодеяние, гомосексуализм, лжесвидетельство, жизнь на проценты, употребление спиртных напитков, свинины, мертвечины - все эти действия стоят в первых рядах великих грехов.

Кроме больших вышеперечисленных грехов, есть ряд запрещенных и нежелательных действий, о которых предостерегает Всевышний Создатель. Если мы хотим, чтобы Аллаху не оставил нас и чтобы Ангелы Создателя защищали нас от сатанинских сил, то должны быть внимательны к предостережениям Всевышнего Аллаха.

Нежелательно и запрещено:
1. Есть мясо домашних вьючных животных - ослов, лошадей. (Кроме лошадей, не использованных на каких-либо работах, а специально откормленных для этого.) Запрещено сидеть за одним столом с пьющими спиртное. Есть и пить из золотой и серебряной посуды.

2. Мужчинам носить одежду из шелка и всяческие украшения. (Можно носить кольцо, но не золотое, а серебряное.) Надевать на ребенка какие бы то ни было амулеты от сглаза и верить в их силу. (Написанные молитвы - дуа носить на себе можно, но надеяться нужно лишь на Милосердие Аллаха).

3. Запрещена незаконная купля-продажа с применением угрозы, обмана. Купля-продажа краденного имущества. Нельзя производить и продавать всё, что Харам - запрещённое по шариату к употреблению.

4. Нельзя шептаться двоим, при наличии третьего собеседника или говорить на непонятном ему языке

5. В Исламе запрещено: злословие, заглазное осуждение, оскорбление личности, клевета, сплетни, - все это является причиной разрушения дружеских связей между людьми.

6. Всевышний Аллах запретил мучение, пытку живых существ огнем или использование их в качестве мишени на тренировочных стрельбах. Категорически запрещено насилие, убийство жен, детей противника при ведении военных действий. Нельзя охотиться на животных только лишь из спортивного интереса. Нельзя убивать хищников, ядовитых насекомых, если они ничем не угрожают.

7. Неэтично по отношению к ‛братьям нашим меньшим‛ устраивать бои между животными, будь то петушиные, собачьи и тому подобные.

Этот перечень далеко не полный. Читайте Благородный Коран и Священные Хадисы. Повышение знаний - наша обязанность.

Каждый совершённый грех очерняет душу и отдаляет нас от благости Всевышнего Аллаха. Чтобы не на словах, а на деле быть мусульманином, необходимо постоянно повышать свои знания и остерегаться больших и малых грехов. Искупить грех, как и совершить его, может лишь сам человек – нет ни первородного греха, ни искупительной жертвы пророка. Хвала Аллаху Господу миров!

Священнослужители

Ислам не признает института священнослужителей, сложных образов и ритуалов. Каждый может прочитать Книгу Божию и претворить ее наставления в жизнь. Пророк говорил: "Тот кто покидает свой дом в поисках знаний, идет тропой Бога". "Поиск знаний обязанность каждого мусульманина ". "Приобретайте знания, ибо тот, кто обретает их на пути Господа, совершает акт благочестия; тот, кто раздает знания, подает милостыню, а тот, кто передает их другим, совершает дело, угодное Богу".

В Коране сказано «не может быть посредника между верующим и Богом». Но есть уважаемые люди, которых выбирает община, чтобы они были первыми в молитве. Имам (араб.) – впередистоящий. Мулла – то же, только в переводе с персидского. Это руководитель богослужения. Пример для подражания. Во время общей обязательной молитвы, выбирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин, достигший 8 лет.
Имамом заведует мечетью. Зачастую имам становится судьей в делах прихожан.

К имаму (мулле) можно и нужно обратиться в случае, когда требуется истолковать священные тексты, чтобы понять, поступает ли человек угодным Аллаху образом. Однако, ответственность за принятие к сведению того или иного толкования все равно лежит на самом человеке.

Иман (не путать с Имамом) – богослов, занимающийся изучением и толкованием священных текстов.

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас
Просите прощения у Него и Он простит вас!

Оглавление

Иудаизм: религия или национальное самосознание?

Template ШМА ИСРАЭЛЬ АДОНАЙ ЭЛОХЕЙНУ АДОНАЙ ЭХАД
(СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ, ГОСПОДЬ – НАШ, ГОСПОДЬ – ЕДИН)

Строки приведенные в эпиграфе – это одновременно и молитва, и приветствие и девиз, и обозначение единства для всех иудеев в мире, где бы они не жили. Иудаизм, иудейство, «иудейская религия» (от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма, стало общим названием еврейского народа) – религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, самая древняя из трёх основных монотеистических религий человечества. В большинстве языков понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним термином и не разграничиваются при разговоре, что соответствует трактовке еврейства самим иудаизмом.
Евреем нельзя стать, евреем надо родиться. (Необходимо отметить, что евреем может считаться только человек, рожденный еврейской матерью). Иноверец, пожелавший перейти в иудаизм, не будет считаться равным прирождённым евреям. С другой стороны, еврей, отвергший веру отцов, воспринимается резко негативно бывшими собратьями.
Иудаизм характеризуется единением с Богом – Богом горы Синайской, народом – Израилем и страной: Землей обетованной. История иудаизма – история триединства. Здесь завет неотделим от народа, который его получил, а народ – от земли, которая была ему обещана.

Символом иудаизма является семисвечник (менора). Этот предмет, культовый атрибут скинии, затем Храма, был предписан Богом Моисею на горе Синай в числе остальной священной утвари и устройства скинии, а затем Храма. Предполагают, что меноре придавалось также и мессианское значение и она символизировала веру в будущий приход Мессии.

Примечание: звезда Давида стала символом иудаизма только в 19 веке. Если вы хотите узнать, откуда взялся этот древний символ, и что означал во времена Средневековья, вас ждут на уроках Алхимии.

Иудаизм и язычество
(Избранный народ)

Общее отношение иудаизма к языческим религиям иллюстрирует молитва Алейну Лешабеах (современный текст написал вавилонский талмудист Рав Аба Арика, III век), которая завершает молитвословия всех служб еврейского суточного круга: На нас возложено прославлять Господа всего мира, провозглашать величие Создателя вселенной. Ибо он не сделал нас подобными народам мира, не дал нам быть похожими на племена земные. Он дал нам не их удел, и не ту судьбу, что всем их полчищам. Ибо они поклоняются пустоте и тщете, и молятся божествам, которые не спасают <…>.

Идея избранного народа составляет главную отличительную черту национально-религиозного сознания еврейского народа. Его избрание Богом мотивируется не какими-либо особыми достоинствами или заслугами этого народа, но любовью Бога к нему. Израиль не только избран Богом, но и сам избрал себе Господа, чтобы служить Ему. Хотя Библия неоднократно указывает, что расположение Бога к Израилю зависит от исполнения народом Его повелений, она исключает возможность окончательного отвержения Богом Своего народа, ибо любовь Бога сильнее Его гнева. Избранный народ не наделяется какими-либо привилегиями; наоборот, на него возлагаются особые обязательства и ответственность. Эта идея точно сформулирована в книге пророка.

Гордость и горечь
Основное в еврее - восприятие себя как части избранного народа, второе – восприятие себя как части народа-изгнанника. То есть: гордость с примесью горечи, причем иногда преобладает одно, иногда другое. Для Толедо 12 века всё же больше гордости. Надо помнить, что испанский еврей считает себя идальго, дворянином.

Главное для еврея - единство евреев (Израиль - это даже сейчас не государство, а название общности), поэтому так болезненно воспринимаются те же выкресты или давление с требованием поменять веру. Единство, поддерживаемое Книгой, верой в Тору. Отнимите у евреев книгу - и вскоре они смешаются с другими народами, забыв о своей избранности. И - постоянное ожидание чуда. Машиаха. "Если бы было твоё изгнание у края небес, то и оттуда соберёт тебя яхва и оттуда заберёт тебя в землю, которую он поклялся твоим отцам, Аврааму, Исааку и Иакову, дать им" (с).

13 принципов веры (разработаны Рабби Моше бен Маймоном в 12 веке)
Само число 13 не случайно – по еврейской традиции это число свойств Всевышнего.

1. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, творит и правит всеми творениями, и только Он один создавал, создаёт и будет создавать все существующее. (Существование Творца)

2. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, единственен и нет нигде единственности, подобной Его; и только Он один – наш Бог: был, есть и будет. (Единственность Творца)

3. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, бестелесен, и к Нему не относятся свойства материи, и нет у Него никакого образа. (отрицание телесности Творца)

4. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, Он первый и Он последний. (Вечность существования Творца)

5. Я верю полной верой, что Творцу, Чьё имя благословенно, и только Ему надо молиться, и запрещено молиться кому-либо, кроме Него. (Только Творец может быть объектом поклонения)

6. Я верю полной верой, что всё сказанное пророками – истина. (Творец открывается через пророков)

7. Я верю полной верой, что пророчество Моше, нашего учителя, – да покоится он в мире! – было истинным, и что он – вершина пророков, предшествовавших ему и последовавших за ним. (Моисей наивысший среди всех пророков)

8. Я верю полной верой, что вся Тора, находящаяся сейчас в наших руках, – это та, что была дана Моше-рабейну – да покоится он в мире. (Тора была дарована на горе Синай Моисею)

9. Я верю полной верой, что Тора эта не будет изменена и не будет другой Торы от Творца, Чьё имя благословенно. (Тора, происходящая от Творца, не подлежит изменениям)

10. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, знает все дела людей и все их мысли, как сказано: «Создающий все их сердца – понимает все их дела». (Творец знает все помыслы и действия людей)

11. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, воздаёт добром соблюдающим Его заповеди и наказывает нарушающих Его заповеди. (Вознаграждение соблюдающих заповеди и наказание преступивших закон)

12. Я верю полной верой в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, я всё же каждый день буду ждать, что он придёт. (Вера в приход Мессии)

13. Я верю полной верой, что будет оживление умерших в то время, когда будет на то воля Творца, Чьё имя благословенно, и память Его вознесётся навсегда и на веки веков. (Воскрешение мёртвых)

Заповеди
10 заповедей, которые принес Моше (Моисей) с горы Синай – основной докумени еврейской и христианской морали. Первые 4 из них регулируют отношения человека с Богом, а остальные 6 – людей между собой.

Кроме этого, в Торе еще содержится заповедь «Люби ближнего своего как самого себя, я- Господь» (Книга Ваикра (Левит),19:18). Еврейская традиция ставит этот стих выше остальных заповедей, и утверждает, что вся Тора построена на этом принципе.

Мировоззрение
Еврейская традиция учит, что религия – это привычка перешедшая в понимание. То есть, сначала «Сын ничего не может творить [Сам от Себя], если не увидит Отца творящего», однако считается неправильным по достижении определенного возраста верить без осознания, просто повторяя то, что тебе внушили в детстве родители. Вообще, суть отношений иудея и Бога – это диалог, или, если хотите, договор, заключенный между Господом и его народом.

Господь сказал: «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я, Господь, Бог ваш свят.». и еще «Если вы будете поступать по уставам моим [:] Я поставлю шатер Мой среди васи душа Моя не возгнушается вами.»

Призывание имени Господа
Иудаизм всегда приписывал великую силу упоминанию имени Божьего. Заповедь «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх 20:7), которая, вероятно, первоначально подразумевала запрет на произнесение ложной клятвы именем Бога, впоследствии была истолкована как запрет на всякое употребление этого имени, не обусловленное необходимостью. В эпоху Второго храма возник обычай, запрещающий произнесение имени Божьего в любых других случаях. Слово «Адонай» («Господь») и реже встречающееся «Элохим» использовались для замены этого имени при чтении Писания вслух; позднее, особенно - вне контекста богослужения, даже слово «Адонай» стали заменять словом «Ха-Шем» («Имя»).

Есть только одно место на земле, где может быть произнесено имя Господа, только в Храме, только в Святой Святых и только первосвященником, призывающим Господа.

Храм и институт Священничества
Храм – очень важный элемени в жизни еврейского народа. Только в Храме можно проводить богослужения, только в Храме можно обратиться к Богу вслух. Причем, Храм – вполне конкретное место, а не некий абстрактный символ. Храм был разрушен в 70 году нашей эры и по ряду причин не восстановлен до сих пор.

«В день, когда Храм был разрушен – воздвиглась железная стена между Израилем и его Отцом небесным» (Элазар бен Педат). Именно тогда еврейский народ был рассеян по миру и сделался народом-скитальцем. Потерянная земная родина – лозунг, который бросили вожди иудаизма, и за ним повсюду распространилось определение, которое было обречено зачастую идентифицироваться с мученичеством и заключалось в спасении духовного наследия побежденных. После произведенного Римом опустошения «каждый человек в Израиле стал дороже самого Храма». Израильский народ был вынужден превратить места изгнания в крепость духа, где любая энергия была нацелена на сохранение духовного наследия Израиля.

После разрушения Храма у иудаизма пропала необходимость в институте священничества, поскольку негде было проводить богослужения. Поэтому на данный момент священнослужителей иудаизма нет.

Молитва
Идея молитвы в иудаизме основана на вере в Бога, обладающему атрибутами личности, и в возможность непосредственного общения с Ним. Молитва носит эмоциональный характер: она выражает стремление человеческой души к Богу, опоре и прибежищу в невзгодах. Независимо от того, выражает ли молитва просьбу, обращенную к Богу, или возносит Ему хвалу, является ли она свободным излиянием чувств или установленной формулой литургии — она всегда представляет собой диалог между человеком и Богом, интимно-личное отношение между ними: «Я — Ты»

В течение дня молитв три: Шахарит – восход солнца, Минха – дневная и Маарив – на закате. Шахарит и Маарив состоят из частей «Шма Исраэль» и «Амида». «Шма Исраэль» (см. эпиграф) - молитва, провозглашающая единство Всевышнего и нерасторжимость союза еврейского народа с Творцом, а «Амида» («Восемнадцать благословений») – главная молитва иудаизма.

Читать «Шма Исраэль» можно (и нужно) вслух, это разрешается делать на любом языке и это разрешается делать женщинам. Условия чтения:
Необходимо читать, сосредотачиваясь на значениях слов; если же молитва была прочитана без должной концентрации, то её необходимо прочитать ещё раз. Если читается на ходу, то нужно остановиться и прочитать хотя бы первую строфу спокойно. Существует обычай, для лучшего сосредоточения во время чтения первой строфы, закрывать глаза правой рукой.
Необходимо читать достаточно громко, чтобы слова можно было слышать, ибо сказано «Слушай, Израиль».
Запрещено прерывать читающего.
Запрещено читать в нечистом месте и в присутствии обнаженного тела.

Вот перевод «Шма Исраэль» на русский язык:
Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь — один! [Благословенно славное имя царства Его во веки веков!]

Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душою твоей, и всем существом твоим. И будут эти слова, которые Я заповедовал тебе сегодня, в сердце твоем, и повторяй их сыновьям твоим, и произноси их, сидя в доме твоем, находясь в дороге, ложась и вставая; и повяжи их как знак на руку твою, и будут они знаками над глазами твоими, и напиши их на дверных косяках дома твоего и на воротах твоих.

И будет так: если послушаетесь Моих повелений, которые Я даю вам сегодня, [послушаетесь], любя Господа, Бога вашего и служа ему всем сердцем вашим и всею душой вашей, то дам Я дожди земле вашей в срок: дождь после сева и дождь перед жатвой, — и соберешь ты свой хлеб, и вино свое, и масло олив своих. И дам траву на поле твоём для скота твоего, и будешь ты есть досыта. Берегитесь, чтобы ваши сердца не поддались соблазну, чтобы не свернули вы с пути и не стали служить другим божествам и поклоняться им, иначе разгневается на вас Господь и замкнёт небеса, и не будет дождя, и земля не станет приносить свои плоды. И исчезнете вы вскоре с лица благодатной земли, которую Господь даёт вам. Примите эти Мои слова сердцем вашим и душою вашей, и повяжите их как знак на руку вашу, и будут они знаками вашими. И научите им сыновей ваших, чтобы все вы произносили их, сидя в доме своём, находясь в дороге, ложась и вставая; и напишите их на дверных косяках дома твоего и на воротах твоих, чтобы вы и сыновья ваши жили в стране, о которой Господь клялся вашим отцам, [обещав] даровать [её] им так долго, как долго существуют небеса над землей.

И сказал Господь Моисею: Обратись к сынам Израиля и скажи им, чтобы во всех поколениях делали они себе кисти-цицит на углах одежды и вплетали в каждую кисть-цицит голубую нить. И она будет у вас в кисти-цицит, и увидев её, вы будете вспоминать все заповеди Господа и исполнять их; и не будете блуждать, влекомые сердцем и глазами вашими, которые совращают вас. Дабы помнили вы и исполняли все заповеди Мои и были святы перед вашим Богом. Я, Господь, — Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Я, Господь, — Бог ваш.

Книги
ТОРА (евр. учение, закон) – Как правило, Торой называют Пятикнижие Моисе́ево — первые пять книг Библии (как еврейского Танаха, так и христианского Ветхого Завета). ТОРА состоит из следующих книг, каждая из которых названа по первому слову:
• БРЕЙШИТ (евр. «В начале») – соответствует книге «Бытие»
• ШМОТ (евр. «Имена») – соответствует книге «Исход»
• ВАИКРА (евр. «И воззвал») – соответствует книге «Левит»
• БЕМИДБАР (евр. «В пустыне») – соответствует книге «Числа»
• ДВАРИМ (евр. «Слова») – соответствует книге «Второзаконие»
ТОРА вместе с книгами Пророков (НЕВИИМ) и Писаниями (КТУВИМ) составляет ТАНАХ.

ТАНАХ. Слово «ТаНаХ» представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов еврейского Священного Писания:
• Тора – Пятикнижие,
• Невиим, – Пророки,
• Ктувим – Писания.
Термин «Танах» появился впервые в трудах средневековых еврейских богословов. ТаНаХ описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма. Евреи считают эти книги священными, потому что они были дарованы людям руах акодеш – духом святости.
ТаНаХ, а также религиозно-философские представления иудаизма послужили основой для становления христианства и ислама.

ТАЛМУД (от ивритского «учение, учёба») – многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару в их единстве.
• Мишна (буквально – «учение») – по сути является правовым кодексом. Это первый письменный текст, содержащий в себе религиозные предписания ортодоксального иудаизма. Часть Устного Закона, переданного, согласно традиции, Всевышним Моисею на горе Синай вместе с Пятикнижием (Письменной Торой). Со временем, когда возникла опасность, что устное учение будет забыто, мудрецами было принято решение записать его в виде Мишны. Мишна была собрана и отредактирована в конце II – начале III века рабби Иехудой ха-Наси, который известен как просто «Рабби». Почти весь текст написан на иврите, за исключением нескольких стихов, которые написаны на арамейском языке.
• Гемара (от арамейского букв. «изучение», «воспринятое от учителя» или от ивритского «завершение»;) – свод дискуссий и анализов текста Мишны, проводившихся амораями, включающий их постановления и уточнения Закона (Галахи), а также агаду. В обиходе термином Гемара часто обозначают Талмуд в целом, а также каждый из составляющих его трактатов в отдельности. Гемара содержит как обязательные для иудея постановления и законы (Галаха), так и аллегорические притчи и легенды (Аггада).

Мистические учения
Каббала (Qabbalah) (евр. «получение, принятие, предании») — мистическая традиция иудаизма, связанная с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы человека, смысла существования. В каббале большое значение предается мистической практике. О древности Каббалы ведутся споры, но можно утверждать, что ясные следы каббалистических понятий и терминов в Новом Завете, а еще более прямые указания на К. в древнейших частях Талмуда, относящихся к первым векам нашей эры, свидетельствуют о существовании еврейской теософии по крайней мере около Р. Х.

Святые места
Святой город – Иерусалим, в котором находился Храм. Храмовая гора, на которой возвышался Храм, – в иудаизме считается наиболее святым местом. Другие святые места иудаизма – Пещера Махпела в Хевроне, где похоронены библейские праотцы, Вифлеем (Бейт-Лехем) – город, на пути к которому похоронена праматерь Рахиль, Наблус (Шхем), где похоронен Иосиф, Цфат, в котором развилось мистическое учение Каббалы и Тверия, где долгое время заседал Синедрион.

Самые важные даты и праздники
Шаббат (от ивритского корня швт – «покоиться, прекращать деятельность»), в иудаизме – седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.
«… Суббота — знак завета (то есть символ союза) между Богом и народом Израиля. Сказано в Торе: «Субботы Мои соблюдайте, ибо знак это между Мною и вами в поколениях ваших; дабы знали вы, что Я Господь, освящающий вас» (Исх.31:13). Говорится в Субботних молитвах: „и не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты ее идолопоклонникам, но только Израилю — народу Твоему, который Ты избрал‛.»

Йом-Кипур (ивр. «День Искупления», на русский язык обычно переводится как «Судный День») – в иудаизме самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов.

Ханука – еврейский праздник, начинающийся 25 кислева (в декабре) и продолжающийся восемь дней до 2 или 3 тевета. Праздник был установлен во II веке до н. э. в память об очищении Храма, освящении жертвенника и возобновлении храмовой службы Маккавеями, последовавшего за разгромом и изгнанием с Храмовой горы греко-сирийских войск и их еврейских союзников в 165 году до н. э.
Чудо Хануки: согласно преданию, когда Иехуда Маккавей и его воины очистили Храм, они не смогли найти чистое масло, которое годилось бы для того, чтобы зажечь менору и освятить Храм. После продолжительных поисков все же был найден один небольшой кувшин с чистым маслом, но он был так мал, что его могло хватить только на один день горения меноры. Однако Маккавеи все же решили зажечь Менору, поскольку Храм должен был быть освящен, и тогда произошло чудо: масла хватило ровно на восемь дней, то есть точно на то время, которое требовалось для приготовления нового чистого масла для меноры. В память об этом чуде праздник Хануки с тех пор отмечается в течение восьми дней.

Песах (буквально с иврита «миновал, обошёл») – центральный еврейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 – вне Израиля.

Девятое Ава (ивр. Тиш’а бе-ав) – национальный день траура еврейского народа – день, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы.
День девятого ава отмечен трагическими событиями на протяжении всей еврейской истории:
• 9 Ава 2449 года от Сотворения мира (1312 г. до н. э.) вернулись разведчики, посланные Моисеем, и произвели панику среди евреев сложностями завоевания Ханаана. Народ испугался, заплакал и отказался войти в Землю Израиля. За это Бог разгневался на народ и установил, что в Землю Обетованную удостоится зайти только следующее поколение 40 лет спустя.
• 9 Ава 3338 (423 г. до н. э.) вавилонянами был разрушен Первый Храм, после чего последовал 70-летний Вавилонский плен.
• 9 Ава 3828 (70) г. римлянами был разрушен Второй Храм, и последовавшее за этим изгнание не вполне закончилось до сего дня.
• 9 Ава 3892 (132) г. по приказу римского наместника Храмовая гора в Иерусалиме была распахана в знак поругания. Это событие послужило одной из причин восстания Бар-Кохбы, которое продолжалось три года.
• 9 Ава 3895 (135) г. римляне захватили Бейтар, последний оплот восставших при восстании Бар-Кохбы, после чего началось массовое изгнание евреев из Земли Израиля.
• 9 Ава 4855 (1095) г. Папа римский Урбан II объявил о начале первого крестового похода, в результате которого были убиты десятки тысяч евреев и уничтожили множество еврейских общин по всей Европе и на территории Израиля.

Оглавление



Мы благодарим Алексея Ильиных (Йорверта)
за разработку сайта и помощь в его ведении.